Жизнь от зарплаты до зарплаты вынуждает обращаться в банк каждый раз, когда вы хотите сделать крупную покупку. А непредвиденные обстоятельства и вовсе способны привести вас в МФО. И хорошо, когда деньги на счета поступают исправно и есть чем погасить долг. В противном случае в игру вступают коллекторы, общение с которыми никому не приносит удовольствия. Давайте же поговорим о том, как избавиться от их назойливых звонков и обращений к родственникам и коллегам.
Как работают коллекторы: их права и полномочия
Служба взыскания долгов по своей структуре похожа на колл-центр. Поэтому что-то говорить и объяснять менеджеру по телефону бесполезно: в следующий раз система выдаст ваш номер другому оператору – и вы будете вновь повторять все те же оправдания. Звонки не прекратятся. Поэтому, если вы хотите избавиться от навязанных бесед, нужно изучить закон №230-ФЗ и уяснить свои права и возможности.
Согласно ему, коллекторы имеют право требовать с вас деньги на основании договора цессии или передачи долга третьему лицу. Произойти это может не ранее, чем через 4 месяца после прекращения оплаты ежемесячных взносов. При этом вы должны получить уведомление от банка – заказным письмом или курьерской доставкой. Если вы ничего не получали – можете прекратить разговор.
Кроме того, деятельность коллекторов укладывается законом 230-ФЗ в узкие рамки. Они имеют право:
- Звонить не более 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц;
- Отправлять не более 16 сообщений в месяц. В каждом из них обязаны указываться номер кредитного договора и ФИО контактного лица;
- Личные встречи позволительны не более 1 раза в месяц;
- Коллекторы не имеют права беспокоить заемщика в ночное время;
- К родственникам и коллегам они могут обратиться только в случае подписания вами разрешения при оформлении кредита.
Угрозы, оскорбления и распространение информации о сумме долга противоречат закону и дают вам полное право для отказа от уплаты долга и обращения в полицию, ФССПи прокуратуру.
Как отвязаться от коллекторов: действенные способы
Итак, теперь вы знаете права и полномочия служб, взыскивающих с вас долг – и это дает возможность выбора эффективной стратегии в борьбе с ними.
Правило №1 – откажитесь от общения с коллектором письменно
Согласно 230-ФЗ, вы не обязаны поддерживать общение с взыскателями долгов. Чтобы остановить их назойливые звонки и сообщения, вам нужно написать официальный отказ, а лучше сразу два:
- Один на имя директора или управляющего банком;
- Второй – непосредственно в коллекторское агентство.
Организации, действующие по закону, сразу отстанут от вас. Но дело автоматически будет передано в суд. Заемщик получит от этого двойную выгоду – коллекторы перестанут ему звонить, а сумма долга будет зафиксирована – проценты и пени перестанут ее увеличивать.
Вариант №2 – обратитесь в вышестоящие инстанции
Если коллектор нарушает нормы общения, оскорбляет вас и донимает родственников, требует несуществующий или уже выплаченный долг – ищите защиты у сильнейших. Вы можете обратиться сразу в несколько инстанций:
- НАПКА – ассоциация коллекторских агентств, контролирующая правила оказания услуг и цивилизованность общения с должниками;
- ЦБ РФ – главный регулятор рынка России. Все легально работающие организации находятся под его контролем, а при нарушении закона им грозят штрафные санкции вплоть до закрытия агентства;
- ФССП – жаловаться на коллекторов можно и судебным приставам. Именно они контролируют правомерность их действий.
Способ №3. Если угрожают и звонят по ночам – обращайтесь в полицию или прокуратуру
Некоторые коллекторы действуют в духе рэкета 90-ых – они названивают по ночам, ломятся в квартиру, поджигают двери и оставляют нецензурные надписи в подъездах. Важно понимать, что лицензии у них нет и вряд ли они зарегистрированы в НАПКА или ЦБ РФ. А бороться с бандитами должна полиция. Напишите заявление или вызывайте наряд, как только коллектор появится у вашей двери.
Вариант №4. Обращайтесь в суд
Общение коллектора с вашими родственниками или коллегами, отправка информации о долге руководителю противоречат закону. В этом случае вы имеете полное право обратиться в суд с заявлением о распространении информации, которая порочит ваше достоинство и честь.
№5 – требуйте рассрочки долга
Если у вас есть уважительная причина для отказа от выплат, вы можете обратиться в суд для реструктуризации долга. Такими основаниями может стать болезнь, получение группы инвалидности, существенное снижение доходов, увольнение или сокращение. В результате рассмотрения дела суд определит порядок и объем платежей, а контроль над исполнением решения перейдет в ФССП.
Помните, что коллекторы – это не бандиты из 90-ых. Поэтому реальные способы борьбы с ними существуют. Главное, знать куда обратиться для защиты своих интересов.